Традиции и обычаи коренных малочисленных народов севера Иркутской области

  • 12—18 сентября 2019
  • Завершена и закрыта

Орфография и пунктуация участников сохранена.

  • #7. 17 сентября, 04:43
    Здравствуйте! А какие молодёжные проекты реализуются в сфере сохранения культуры коренных малочисленных народов?
    • Алексеева Алевтина
      Руководитель проекта
      Одним из масштабных проектов для молодежи в сфере сохранения культуры
      коренных малочисленных народов является всероссийский форум «Российский Север» (6+). Организатором проекта является Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока совместно с Федеральным агентством по делам молодежи.
      В Иркутской области на данный момент мы готовимся к двум проектам, в которых
      примет участие молодежь из числа коренных малочисленных народов Севера. 
      Первый проект стартует уже 26 сентября. Это «Школа молодого лидера КМНС Иркутской области». Второй проект - «Информационно-правовая образовательная площадка для КМНС Иркутской области» (6+), который запланирован на 2019-2020 год.
  • #6. 17 сентября, 10:44
    Добрый день! Какие традиции и обычаи существуют у коренных малочисленных народов севера Иркутской области?
    • Алексеева Алевтина
      Руководитель проекта
      С древнейших времен у коренных малочисленных народов Севера Иркутской области есть свои обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Все эти обряды имеют тесную связь с природой, так как жизнь человека и продолжение его рода во многом зависит от окружающей среды. Один из таких ритуалов - древний обряд очищения Улгани. Согласно поверьям, каждый должен пройти этот обряд, чтобы предстать перед духами с чистой душой, без злых помыслов. Огонь сжигает всt дурное, а окуривание дымом можжевельника очищает души. Обряд Чичипкан - старинный обряд прохождения через «небесные ворота», которое знаменует начало лета. Сам чичипкан представлял собой ворота из расщепленного ствола березы. Прошедший через чичипкан человек считается очищенным от грехов и болезней прошлого года. Затем гостям дарят полоски ткани – символ нитей жизни, которые необходимо привязать на ветку, загадав самое заветное желание. Повесив на дерево полоски – ленты, вы соединяете свою нить жизни с нитью – жизни деревьев, а значит, отдаете ее в руки верховному божеству Эникэн Буга. С древних времен северные народы почтенно относятся к огню, вся жизнь которых была неразрывно связана с природой, свято верили и чтили все, что их окружает, в первую очередь огонь. Одним из обязательных обрядов является кормление, угощение духа огня.У тофаларов существует обряд посвящения домашних оленей. Обряд посвящения животных проводится с целью сохранения благополучия рода, для удачи на охоте, а также при падеже скота.
  • #5. 17 сентября, 10:43
    Какие меры поддержки оказываются коренным малочисленным народам севера Иркутской области?
    • Алексеева Алевтина
      Руководитель проекта
      В целях обеспечения защиты интересов коренных малочисленных народов (эвенков, тофаларов), создания механизма взаимодействия между исполнительными органами государственной власти Иркутской области и уполномоченными представителями коренных малочисленных народов создан Координационный совет при Губернаторе Иркутской области по делам коренных малочисленных народов, представители которых проживают на территории Иркутской области (распоряжение Губернатора Иркутской области № 60-р от 3 мая 2017 года).
      Кроме того, 10 мая 2016 года подписано Соглашение о сотрудничестве между общероссийской общественной организацией «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и Правительством Иркутской области в сфере социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
      В целях реализации Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, а также обеспечения сохранения благоприятных условий для повышения уровня и качества жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории Иркутской области, в государственную программу Иркутской области «Реализация государственной национальной политики в Иркутской области» на 2019-2024 годы, утвержденную постановлением правительства Иркутской области от 26 октября 2018 года № 767-пп «включена подпрограмма: «Коренные малочисленные народы, проживающие на территории Иркутской области».
      В рамках Подпрограммы предусмотрена реализация следующих основных мероприятий:
      1) «Оказание содействия сохранению и развитию традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов Иркутской области»;
      2) «Оказание социальной поддержки гражданам из числа коренных малочисленных народов, общинам коренных малочисленных народов Иркутской области»;
      3) «Проведение мероприятий, направленных на сохранение и пропаганду традиционной культуры и образа жизни коренных малочисленных народов Иркутской области».
      Кроме этого, финансовая поддержка оказывается на конкурсной основе социально ориентированным некоммерческим организациям коренных малочисленных народов Иркутской области в рамках конкурсов социальных проектов.
  • #4. 17 сентября, 10:42
    Расскажите, пожалуйста, о школе молодого лидера КМНС Иркутской области. Основная цель и принципы организации?
    • Алексеева Алевтина
      Руководитель проекта
      Целью проекта «Школа молодого лидера КМНС Иркутской области» является вовлечение молодежи из числа КМНС Иркутской области в деятельность, направленную на сохранение национальной самобытности и языковой культуры. Нашей задачей является подготовить молодых лидеров из числа КМНС, которые в дальнейшем смогут совместно сохранять и продвигать свою национальную культуру и язык в Иркутской области.
  • #3. 17 сентября, 10:41
    Какое количество коренных малочисленных народов проживают на севере Иркутской области?
    • Алексеева Алевтина
      Руководитель проекта
      По данным Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Иркутской области в 8 муниципальных районах проживает около 2 тысяч представителей коренных малочисленных народов Сибири, далее – КМНС.
      Из них 678 - тофалары (тофы), которые проживают в горной Тофаларии на территории трех населенных пунктов Нижнеудинского района Иркутской области (Верхнегутарское, Нерхинское и Тофаларское муниципальные образования).
      1272 - эвенки, которые проживают в населенных пунктах следующих муниципальных районов Иркутской области: Катангском, Качугском (Вершино-Тутурское муниципальное образование), Казачинско-Ленском (Казачинское, Магистральнинское муниципальные образования и межселенные территории муниципального района), Усть-Кутском (Ручейское муниципальное образование и межселенная территория муниципального района), Мамско-Чуйском (Горно-Чуйское, Луговское, Мамское и Согдиондонское муниципальные образования), Бодайбинском (Жуинское муниципальное образование) и Киренском (Алексеевское, Киренское, Петропавловское муниципальные образования). Удельный вес коренных малочисленных народов в общей численности региона составляет 0,08% от численности населения Иркутской области.
  • #2. 16 сентября, 02:09
    Алевтина, здравствуйте! Скажите пожалуйста, в чем кардинальное отличие культуры эвенков от тофаларов?
    • Алексеева Алевтина
      Руководитель проекта
      Тофалары (тофы) и эвенки – коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающие в Иркутской области. По официальным данным Всероссийской переписи населения 2010 года их численность в Иркутской области составляет 1950 человек: эвенков - 1 272 человек и тофаларов (тофов) - 678 человек.
      Тофалары (тофы) издавна проживают компактно на юго-западе региона, в горной Тофаларии на территории трех населенных пунктов Нижнеудинского района Иркутской области (Верхнегутарское, Нерхинское и Тофаларское муниципальные образования).
      Решающее влияние на этногенез тофаларов оказали тюркские племена туба. В XIII веке в Саяны проникли и монгольские группы, которые довольно быстро были ассимилированы в местной тюркоязычной среде. Формирование тофаларов в отдельный этнос с общетюркским языком окончательно завершилось к XIX веку. По происхождению, языку и многим элементам культуры тофалары близки тувинцамтоджинцам.
      Проживание в условиях высокогорной тайги опре¬делило их основной способ жизнеобеспечения – охота на копыт¬ных (лось, олень, изюбрь), и кочевой образ жизни, опирающийся на оленеводство. Тофы были «оленеводы по способу передвиже¬ния, охотники по форме хозяйства».
      Эвенки компактно проживают в населенных пунктах следующих муниципальных районов Иркутской области: Катангском, Качугском (Вершино-Тутурское муниципальное образование), Казачинско-Ленском (Казачинское, Магистральнинское муниципальные образования и межселенные территории муниципального района), Усть-Кутском (Ручейское муниципальное образование и межселенная территория муниципального района), Мамско-Чуйском (Горно-Чуйское, Луговское, Мамское и Согдиондонское муниципальные образования), Бодайбинском (Жуинское муниципальное образование) и Киренском (Алексеевское, Киренское, Петропавловское муниципальные образования).
      Этноним эвенки стал официальным в 1931 году, старое название – тунгусы. Язык – эвенкийский, принадлежит к тунгусо-манчжурской группе алтайской языковой семьи
      Эвенки, прожива¬ющие в различных географических условиях, имели различное количество оленей, но в целом оленеводство у них было разви¬то в меньшей степени. Олени использовались почти исключительно как транспортное средство. Забой домашних оленей осуществлялся лишь в исключительных случаях.
      Хозяйство эвенков имело более комплексный характер, помимо охоты, большую роль играли собирательство и рыболовство.
      С течением времени часть эвенков стала отказываться от кочевого образа жизни в пользу оседлого, заниматься земледелием и скотоводством, сохранились и «кочевые» эвенки, занимающиеся охотой.
      В настоящее время под влиянием внешних и внутренних факторов, структура способов традиционного природопользования, как способов приспособления к жизни в окружающей среде, у данных народов изменилась.
      Сейчас можно условно выделить три типа природопользования: оленеводческо-промысловый (связанный с транспортным оленеводством) – для эвенков и тофов, скотоводческо-промысловый и земледельческо-скотоводческо-промысловый – только для эвенков.
      Следует отметить, что важнейшее значение для данных народов продолжает иметь охота, изменившая характер с промысловой на товарный.
  • #1. 12 сентября, 09:53
    Алевтина, здравствуйте! Как-то услышал про голендров, которые поселились в Иркутской области когда-то давно. Хотел узнать, что это за народность? От куда они переселились? И живут ли где то сейчас их потомки в нашем регионе?
    • Алексеева Алевтина
      Руководитель проекта
      Голендры - выходцы из Германии, по другой версии из Голландии, которые несколько столетий прожили на границе современных Польши и Белоруссии, во время столыпинской реформы переселились в Сибирь. По вероисповеданию голендры лютеране, но при этом пользуются богослужебной литературой на старопольском языке. Голедры сохраняют уникальные культурные традиции. Голендры носят немецкие фамилии, имена польские и русские, песни поют на польском языке, пользуются диалектом, в котором прослеживается влияние украинского, белорусского и польского языков. В Иркутской области проживают в деревнях Пихтинск, Средний Пихтинск и Дагник Заларинского района. Численность составляет около 250 человек.